Традиционная китайская медицина
На протяжении всей истории развития человечества люди страдали и продолжают страдать от различных болезней. Во всех культурах и у всех народов, во все времена имелась медицина, и соответственно, люди и методы, оказывающие помощь больным. Медицина развивалась тысячелетиями. Было собрано большое количество сведений о признаках и картине развития тех или иных заболеваний. Во многих частях земного шара одновременно шло обогащение опыта врачевания, сбор средств и отработка различных методов, способствующих наиболее успешному лечению.
История развития медицинских знаний во многих местах была более или менее подобной. Особенным в этом плане является Китай, где развитие медицины с древних времен, равно как всей культуры и цивилизации вообще, протекало совсем иначе. Развитие всех отраслей национальной культуры определяли и развитие медицины, ее теоретическую основу и методологические принципы, по большей части проистекающие из философии Даосизма, «Канона перемен» и других трактатов, время написания которых датируется порою несколькими тысячами лет до н.э. Это привело к появлению ряда качественно новых, доселе не существовавших в других культурах методов лечения. В разработке теории и практики ТКМ в последние века принимали участие крупнейшие китайские ученые. К началу 20-го столетия литература ТКМ насчитывала примерно 30 тысяч томов. В двадцатом веке это количество увеличилось еще на несколько тысяч. В китайских журналах ТКМ публикуется ежегодно около 100 тысяч статей, большинство из которых посвящено клинической проверке эффективности лечения самых различных заболеваний. Таким образом, ТКМ — это не только народная медицина. Теоретические положения этой области знаний подтверждаются многочисленными практическими наблюдениями.
Наиболее показательными примерами методов ТКМ могут являться чженьцзю-терапия (иглоукалывание и прижигание), яншень (наука о сохранения жизни), цигун и алхимия телесно-духовных преобразований, китайская фармакопея (терапия трав и минералов, терапия питанием). Все перечисленные методы основаны на специфическом и строго системном методологическом подходе, характерном для всей традиционной китайской медицины вообще.
Основным объектом исследований в китайской традиционной медицине, от которого зависит состояние здоровья человека, является ЦИ – мельчайший кирпичик мироздания, существующий за пределами атомов и субатомных частиц. При этом ЦИ в зависимости от условий, в которых она пребывает, способна проявляться в 3-х агрегатных состояниях либо всевозможных их комбинациях переплетения и взаимодействий, что представляет собой 3 уровня существования в природе всех объектов, процессов либо явлений:
- Физическое существование (физические объекты, как наиболее плотное состояние двух последующих)
- Энергетическое существование (различного рода энергетические проявления в мире физических объектов, в т.ч. и в человеческом теле – радиоволны, электричество, свет, тепловое проявление и т.д.)
- Информационное существование (сфера существования разума, сознания, мыслей, идей и принципов, и других тонко-энергетических проявлений во Вселенной)
Человек, как часть природы, изначально существующий в ней и одновременно на этих 3-х уровнях, обязан понимать функции и принципы взаимодействия своего внутреннего мира с окружающим, Микрокосмоса с Макрокосмосом, чтобы не нарушать течение естественных процессов, которое делает невозможным любое возникновение болезней.
В то же время, сам факт появления болезненных и дискомфортных состояний свидетельствует о том, что это течение естественных процессов взаимообмена уже находится в состоянии отклонения от естественности в лёгкой либо наиболее грубой форме, делающей дальнейшую жизнь человека в природе (просто жизнь, как мы ее воспринимаем) полной страданий либо невозможной.
Научная база (база знаний и опыта) для всех методов китайской медицины, как и для культуры и всей цивилизации, была и есть идентична, и сформировалась в своей основе давным-давно. При этом в зависимости от глубины постижения этих знаний учёный либо исследователь, опытный практик либо лекарь проявляет способность управлять и изменять процессы (лечить и предупреждать заболевания) в пациентах либо в себе от физического до духовного уровня существования (уровень сознания и мышления – мир без форм).
Согласно древнего основополагающего трактата по китайской медицине «Хуан Ди Нэй Цзин», жизнь сохраняется в теле до тех пор, пока оно неразрывно связано с энергией, когда же энергия покидает тело, жизнь подходит к концу. Возмущение течения космических энергий в природе и, как следствие, токов энергии в теле человека, — причина любых заболеваний. Космические энергии включают в себя шесть иньско-янских «модальностей» и «пять стихий» то пребывающих в равновесии, то испытывающих нарушение баланса. Именно посредством взаимосвязанности человека и природы космические энергии влияют на человеческую энергию, которую даосы именуют Жизненностью.
Исправление изъянов и восстановление гармонии между системами внутренних органов и функций внутри организма, а также гармонии между человеком и природой, начиная с информационного уровня и заканчивая уровнем физическим, является основной задачей традиционной китайской медицины. При этом для достижения результата лечения используются в большинстве своем только то, что уготовила нам сама природа. Достигнув состояния устойчивого здоровья, баланса и комфорта на большинстве уровней существования, хороший китайский врач ставит перед собою и пациентом задачу откорректировать образ жизни и образ мысли пациента так, чтобы впредь более не возникали подобно рода отклонения.
В продолжение китайская медицина предлагает нам свод правил и принципов, суть которых заключается в накапливании и сохранении на должном уровне человеческой энергии. Во многих трудах древности многократно напоминается о необходимости «сохранения» этой жизненной энергии, избегая ее бесполезного растрачивания или использования чрезмерно токсичных продуктов питания. Главными «врагами» нашей жизненной энергии являются невоздержанность, переутомление, «чрезмерные» желания и слишком сильные эмоции, и т.д.
Китайская медицина насчитывает несколько десятков разделов, включающих в себя множество методов лечения и профилактики. Применение большинства из них на практике требует внимательного качественного освоения теоретической части. В то же время существует и ряд методов, применение которых настолько просто и примитивно, но в ту же очередь оказывает весьма значительный профилактический лечебный эффект, что ими способен научиться пользоваться даже безграмотный человек либо ребенок.
© Центр «НАСЛЕДИЕ»
1