Алмазный путь (Ваджраяна)
Ваджрая́на (санскр. वज्रयान, Vajrayāna, тиб.: Дордже Тхепа, «Алмазный Путь». Учение Ваджраяны, то есть Алмазного пути, давалось немногочисленным и очень способным ученикам, обладавшим доверием к тому, что у всех существ есть природа Будды. Эти ученики могли отождествляться с Буддой как с просветленным примером. Они получили методы, позволяющие достигнуть Просветления очень быстро – даже в течение одной жизни.
Все, что происходит, происходит в уме, говорит Будда в контексте Алмазного пути. Следовательно, все зависит от ума – мир таков, каким мы его видим. Согласно теории природы Будды, истинная природа ума – состояние Просветление. Поэтому практикующий Ваджраяну обещает и старается видеть во всем совершенство, учится его находить и проявлять. Игнорируя ошибки (которые все равно пустотны и иллюзорны), он обращается напрямую к природе Будды, пробуждает ее качества в своем восприятии и действии. Человек старается видеть мир так, как его видят Будды, и действовать, как Будды.
Буддиста, который глубоко и успешно практикует Ваджраяну, часто называют йогином. Четыре школы тибетского буддизма –Кагью, Ньингма, Сакья и Гелуг – относятся к уровню Алмазного пути.
Мотивация Алмазного пути полностью совпадает с мотивацией Великого пути: следуя пути Бодхисаттв, практикующие развивают Просветленный настрой и постигают единство сочувствия и пустоты. Глубокие и быстрые методы Алмазного пути построены на отождествлении с Будда-природой – полным Просветлением здесь и сейчас, а также на пробуждении просветленных полей силы с помощью мантр.
Особым свойством Алмазного пути является то, что он позволяет превратить любое переживание, любой опыт в шаг на пути постижения абсолютной истины, подлинной природы нашего ума. Этот путь свободен от догм и дает человеку возможность развить все качества ума, не изолируясь от общества.
Практика Алмазного пути предполагает получение специального посвящения (тиб. «ванг», санскр. «абхишека») или передачу чтением текста (тиб. «лунг») и сопутствующих им наставлений (тиб. «тхри») от реализованного учителя – ламы, либо уполномоченного им наставника.
Учитель особенно важен в Алмазном пути, так как именно он дает доступ к глубочайшим поучениям. Наиболее прямой способ ощутить вкус Просветления – отождествление с телом, речью и умом реализованного учителя. Это достигается посредством «Гуру-йоги» – медитации на учителя.
Практикующие Алмазный путь – в основном миряне и йогины, так как здесь, прежде всего, ценится богатый жизненный опыт и умение действовать в экстремальных ситуациях.
2