Храм Белой Лошади (Бай Ма Сы) — окрестности Лояна
В 68 году, в 13 км. на восток от Лояна, речь о котором велась в предыдущей статье, был основан древнейший буддистский храм Китая — Храм Белой Лошади (Бай Ма Сы).
Несмотря на то, что в VI веке н.э. он был перестроен, а затем неоднократно достраивался, его принято считать первым и одним из самых известных буддистских храмов в Поднебесной. Хотя по своей архитектуре и устройству его правильнее называть монастырем, т.к его территория на настоящее время весьма велика и способна вместить множество монахов, а размах строений впечатляет.
Основание храма связывают с одним из исторических летописных эпизодов.
В 64 г.н.э. однажды ночью императору Мин-ди (25-220гг.) приснился сон, в котором он увидел сияющее божество, идущее с запада, рост его был огромен. Он шел на восток и лик его озарял все в округе. Императорские придворные мудрецы растолковали этот сон, сказав, что во сне к нему явился сам Будда. Решив, что речь идет о Будде, император воодушевился. Но так как распространившийся по Индии и Непалу буддизм был практически неизвестен Китаю, император отправил в Индию своих приближенных гонцов для того, чтобы те узнали больше о том, кто такой Будда.
По возвращению в Лоян, в 67 году, гонцы привезли с собой двух известных индийских монахов-проповедников Дма-ракну (кит. Шэмотэн) и Касеп-тамангу (кит.Чжуфалань), которых они встретили на территории нынешнего Афганистана. Индийские монахи прибыли в Китай на двух белых лошадях, на чьих боках они везли с собой буддистские манускрипты, состоящие из 42 свитков и изображение Будды Шакъямуни.
Через год по приказу императора была построена обитель, где начали осуществлять перевод священных текстов с санскрита на китайский язык. В память о том, что первые буддистские святыни были доставлены в Китай на двух белых лошадях, эта обитель получила название Храм Белой Лошади.
Храм стал местом перевода и хранения буддистских книг, а позже и местом захоронения индусских монахов. У боковой стены первого двора находятся их гробницы, а в главном павильоне храма их статуи сопровождают изображение Будды. Храмовые строения занимают территорию около 40 тыс. квадратных метров.
Сооруженные из голубого камня центральные ворота обращены к югу, по бокам от центрального прохода стоят статуи, посвященные двум белым лошадям. По центральной оси храма с юга на север, каждый следующий павильон возвышается над предыдущим: зал правителя Неба, Махавиры, Вайрочаны, зал «гиганского Будды».
0