Алхимия Тайцзи
Учение, получившее наибольшее развитие в Уданской даосской школе, направлено на понимание развития тела, сознания, энергии с позиции формулы Тай Цзи (Tai Ji). Алхимическое учение получило широкое распространение в многочисленных стилях тайцзи-цюань (taiji quan).
Тайцзи цюань – внутреннее искусство взращивания силы. Название практики переводится как «кулак Беспредельного», «беспредельно направленная Сила» или «Путь к Беспредельному». За понятием Тай Цзи стоят объемные знания и основы всей китайской космологии – Великий Предел Тай Цзи (taiji), Два Начала Лян И (liang yi), Четыре Формы Сы Сян (si xiang), Пять Элементов У Син (wu xing), Восемь Триграмм Ба Гуа (bagua), а также знания о лунных фазах, переменах и сезонных циклах. Триграммы и гексограммы были для выдающихся мастеров Тайцзи-цюань практическими, реальными энергетическими моделями, изменения которых они понимали и умели наблюдать в себе и во Вселенной.
Основной вклад в развитии Тайцзи как алхимической практики был сделан «истинными» или «настоящими» людьми – так называли выдающихся даосских мастеров, достигших реальных высот в практиках. Как сказано у Чжуан-цзы: «Такой человек поднимался на опасную высоту и не дрожал от страха, входил в воду и не промокал, вступал в огонь и не чувствовал жары. Таким человеком является только тот, чье знание может достичь соответствия с Дао. Настоящий человек древности не знал ни любви к жизни, ни ненависти к смерти. Сердце такого человека свободно от чувств, поведение сдержанно, его лицо выражает простоту. Он приспосабливается к вещам, и никто не знает предела его возможностей».
Однако «социализация» Тайцзи произошла гораздо позже, в эпоху неоконфуцианства, которое оформилось на стыке даосизма и конфуцианства в XII—XIII вв. Именно в это время стал формироваться словарь знакомых нам теперь понятий и названий, структурировались и закреплялись количественные и качественные характеристики практик, которые получили обозначение «схемы развертывания Вели¬кого предела», более четко была проведена дифференциация характера и целевых установок этих направлений.
Практическая реализация космологического понятия Тай Цзи выразилась в формах и последовательностях прикладного искусства Тайцзи цюань – в наши дни определенными универсальными законами, которые становятся руководством и основными принципами движения. Тайцзи цюань в процессе выполнения от начала до конца пронизано концептуальным учением о силах Инь-Ян. Это учение нашло отражение в любой позиции форм Тайцзи цюань в виде бесконечного ряда оппозиционных пар: пустое и полное, легкое и наполненное, мягкое и жесткое, медленное и быстрое, скрученное и раскрученное, правое и левое, верхнее и нижнее, внутреннее и внешнее, большое и малое и т. д. При этом все эти противоположности выступают основой гармоничного и целого Единого.
Осознание пустого и полного со временем становится ключом к пониманию Восьми ворот — «ба-мэнь» (ba men) — восьми основных видов усилий, которые имеют физического и энергетическое выражение. Первые четыре усилия – пэн (peng), лю (liu), цзи (ji), ань (an) — имеют название «ортогонали», они основаны на центрированности тела. Движения в призме этих усилий воспринимаются идеально уравновешенными, а позиции – устойчивыми. Четыре других усилия – цай (cai), ле (le), чжоу (zhou), као (kao) — являются «диагоналями», их усилие связано с мгновенным угловым ускорением, а равновесие позиций здесь достигается перетеканием в противоположное «диагональное» или любое «ортогональное» усилие.
В целом в развитии концепции Тайцзи можно выделить четыре направления:
Мифологическое направление
Оно основывается на даосских учениях Чэнь Бо (Chen Bo) и Чжан Саньфэна (Zhang Sanfeng). Чэнь Бо известен созданием мистической системы Лю Хе Ба Фа (Liu He Ba Fa) – учения о шести гармониях и восьми методах, которое он «вытащил» из сновидения. А Чжан Саньфэн, по одной из версий, достиг откровения, в котором Правитель Севера передал ему знания о совершенствовании Великого Предела.
Философское направление
Идея перемен, лежащая в основах Тайцзи, нашла свое многогранное отражение в трактате И Цзин. Название книги состоит из иероглифов И и Цзин (И означает «перемена», «изменение»; Цзин – «основа», «нить основы», отсюда «канон»). Специфическую основу И Цзина составляют возникшие в конце II – начале I тысячелетия до н. э. 64 гексаграммы – особые графические символы, состоящие из шести расположенных друг над другом черт двух видов – целой и прерванной – во всех комбинаторно возможных вариантах.
Считается, что И Цзин содержит универсальный ключ — алгоритм к пониманию всех вселенских процессов трансформации, превращения одного состояния поля (явления, вещи) в другое, а также законы взаимодействия полярных сил. Черты истолковываются как знаки универсальных сил Инь-Ян, а их двойные, тройные и т. д. комбинации – как знаки более конкретных воплощений Инь и Ян во всех сферах бытия.
Философское понимание Тай Цзи увязывают также прежде всего с именами Лао-Цзы и Чжуан-Цзы, которые первыми дали определение и зафиксировали видение концепции Тай Цзи. С их именами связывают трактаты Дао дэ Цзин и Чжуан-цзы.
Историческое направление
Историю развития Тайцзи цюань принято связывать с семьей Чэнь, а именно с легендарным основателем Чэнь Бу (Chen Bu) (род. в 1368 г.), выдающимся практикующим и мастером боевых искусств, родом из Шаньси (Shanxi). Известно, что в 1374 году семья Чэнь переехала в провинцию Хэнань (Henan).
Алхимическое направление
Алхимическое понимание Тай Цзи исходит из всей даосской космологической концепции. С этой точки зрения формы Тайцзи цюань – это своего рода ритуалы или схемы, которые вписаны в законы построения Макрокосмоса.
Исторически это направление в развитии Тай Цзи связывают с именем Чэнь По, даосским отшельником, который одним из первых придал космологическим знаниям форму практического искусства.
В принципе, Чэнь По и заложил основу, ставшую базой для понимания пространства как единения Беспредельного, которую впоследствии развил Чжан Санфэн и в процессе эволюционного преобразования завершил Чэнь Вантин (Chen Wangting) (1600-1680). Однако необходимо учитывать, что в исторической перспективе, безусловно, было бы неверно приписывать привнесение алхимического элемента в развитие Тайцзи цюань только Чэнь Вантину, так как все эти знания разрабатывались и практиковались задолго до него. Заслуга Чэнь Вантина заключается в том, что он смог вложить их в понимание искусства Тайцзи цюань, инкорпорировав в него знания китайской медицины, акупунктуры, дыхательных техник (tuina), системы Дао-инь (daoyin). Считается, что именно Чэнь Вантину принадлежит заслуга создания понятия и упражнений «шелковой нити».
Изначальный набор практик Чэнь Вантина состоял из пяти комплексов Тайцзи цюань, комплекса Паочуй («пушечные удары») (Paochui) и комплекса Чанцюань («длинный кулак») (Changquan) из 108 форм. Кроме того туда входили «18 способов алмазного захвата», приемы ведения поединка и техника «коротких ударов».
Таким образом, мы можем считать родиной зарождения Тайцзи цюань, с одной стороны, деревню семьи Чэнь, а с другой – горы Хуашань (Hua shan) и Удан (Wudang).
На современном этапе в результате развития и становления учения принципа Тайцзи сформировалось три основных направления практик: оздоровительное, представленное упражнениями и практиками, например, цигун и нейгун; боевое, представленное такими техниками как тайцзи-цюань и прочими стилями ушу; алхимическое, включающее комплексы и техники, направленные на внутреннее совершенствование.
Сохраняя единый фундамент, каждое из этих направлений представляет, тем не менее, разные перспективы работы и развития.
Программа обучения этим знаниями состоит из трех уровней:
Уровень 1: Искусство Тайцзи с позиции Искусства Желтого и Белого (Huangbaizhishu)
- алхимия Девяти чудесных сосудов (jiu da dan gong)
- 13 принципов положения тела (shenzi shisan faze)
- тайцзи медитация («столб»)
- уравновешивание работы пяти органов инь (wu yingong pingheng)
- раскрытие сосудов рук (song bi)
- раскрытие сосудов ног (song tui qi)
- плетение шелковая нить (chan gong si)
- 1 уровень внутренней работы в тайцзи-цюань (форма Лао-цзя)
- работа с силами Люй и Пэн
- собирание Единого центра (shou shenqiao)
- усиление нижнего и среднего киноварных полей (qianghua xia zhong dantian)
Уровень 2: Направлен на понимание развития формулы Тай Цзи с позиции среднего киноварного соединения.
- тайцзи медитация Второго уровня
- работа с силами Ань и Цзи
- 13 чудесных зацеплений (shisan da jie)
- искусство трех изменений
- искусство пяти соединений
- искусство развития и управления направленной энергией (fa jing)
- внутренняя работа в Тайцзи цюань (форма Син-цзя)
- усиление нижнего, среднего и верхнего киноварных полей
Уровень 3: Направлен на понимание развития формулы Тай Цзи с позиции верхнего киноварного соединения.
- тайцзи медитация Третьего уровня
- работа с силами Ле, Цай, Као и Гэнь
- искусство вырабатывания алхимических ингредиентов
- искусство получения чудодейственного эликсира
- искусство алхимической работы в Тайцзи-цюань
- искусство управления силой
- внутренняя работа в Тайцзи цюань (формы Пао-чуй Лао-цзя, Пао-чуй Син-цзя)
- искусство перегонки энергии в нижнем, среднем и верхнем киноварных полях
0